Strelka Юрия Осипова, Россия


Движок Стрелка написан Осиповым Ю.И. из г. Пушкино (Московская область). По нашим первым тестам, Стрелка - сильнейший российский движок и один из сильнейших в мире! Вот что написал о своей программе Юрий, который работает  программистом на одной фирме в Москве:  "Пишу примерно с 1983 года. Историю создания Стрелки можно начать издалека. Примерно в 1986 году я впервые заинтересовался игровыми алгоритмами. Никаких особых идей не было, просто хотелось попробовать сделать играющую программу. Я выбрал для начала простые крестики-нолики (пять в ряд), и на этой игре впервые опробовал основные принципы минимакса и альфа-бета. Через четыре года я решил замахнуться на шахматы, и для начала написал что-то совсем простое. Эта программа играла очень плохо – скорее имитировала игру. Постепенно игра программы совершенствовалась, но затем я ее забросил.
А потом, уже в 1996 году случился очередной всплеск интереса к компьютерным шахматам. Скромный Фритц, написанный для PC,  на очередном чемпионате мира неожиданно для всех стал чемпионом, оставив позади такого монстра, как Deep Blue. Я понял, что наступило время, когда практически любой квалифицированный программист на довольно скромной технике может добиться значительных успехов.
Но мне больше не хотелось возвращаться к довольно скучному альфа-бета алгоритму. Возникла идея реализовать нечто совершенно оригинальное, и постепенно сложился соответствующий алгоритм. Идея алгоритма довольно проста – мы сводим шахматную задачу к задаче поиска экстремума функции, заданной на множестве точек, и вместо перебора пытаемся искать этот экстремум в наиболее перспективном направлении (что-то типа метода спуска). Беда оказалась (как и для всех таких алгоритмов), в постоянном сваливании в локальные экстремумы, из которых я так и не смог выбраться.
Я предпринимал многочисленные попытки что-то исправить, но так ничего и не вышло.
И тогда я решил вернуться к старому доброму альфа-бета алгоритму и довести его до ума. К этому времени накопилось очень большое количество разнообразной информации об этом в Интернете, в том числе и открытые исходные тексты. Изучив все это, я обнаружил, насколько усовершенствовался за последние годы альфа-бета. И я сел писать, используя по сути то, что было известно всем. В итоге родилась Стрелка, которая совершенно неожиданно для меня оказалась довольно сильной, хотя и очень несовершенной.

Кроме авторского пояснения, считаем необходимым сказать, что Юрий Осипов не писал движок для Winboard или иной стандартной оболочки. На самом финальном этапе Юрий дописал основные Winboar-ие команды. В течение недели на ряде форумов в России и за ее пределами активно обсуждалась тема Стрелки. Сегодня авторитетные эксперты Bryan Hofmann, Dann Corbit и Сергей Марков (Sergei S. Markoff), которые имели возможность познакомиться с исходными файлами, признали, что Стрелка - оригинальный движок. А от себя добавим, что на сегодня это один из сильнейших бесплатных движков в мире, если не сильнейший, и бесспорно сильнейший бесплатный  движок на просторах СНГ!

Текст интервью Юрия Осипова от 8 мая 2007 года (опубликован 11 мая 2007 г.) можно посмотреть здесь.

Последние новости от  Юрия Осипова. Юрий возобновил работу над Стрелкой по такому плану.

1. Реализация протокола UCI со всеми видами контроля времени.
2. Слабые превращения пешек.
3. Отображение дистанции до мата.
4. Возможность изменять размер хэша.
5. Пондеринг.
6. Milti-PV для анализа нескольких вариантов.
7. Более совершенная оценочная функция, особенно в эндшпиле.
8. Перенос таблиц оценок из констант в хэш, что приведет к уменьшению размера EXE-файла до ~400-500 Кбайт

План выполнен. Появилась Стрела 1.8 UCI! По нашим тестам прибавка новой версии не менее 50 пунктов! Конечно, у нас уже есть новые впечатления от несколько измененной манеры игры Стрелки, но не хотелось бы навязывать любителям шахмат свою точку зрения. Скачать движок можно с нашего сайта! К сожалению, новая версия не поддерживает протокол Winboard. Движок играет на уровне  более 2800 единиц и является, как мы надеемся, сильнейшей бесплатной программой в мире, которая превосходит абсолютное большинство коммерческих программ! По крайней мере это относится к движкам,  реализованным для 32-битных приложений, которые не поддерживают, очень надеемся, что это временно, многопроцессорные системы.  По силе игры Стрелка похоже теперь превосходит многие сильнейшие коммерческие движки, такие как Fritz 10, Junior 10.1, Shredder 10.1 и другие!  

Новогодний подарок любителям шахмат и программистам всего мира сделал Юрий Осипов! Подготовлена новая версия знаменитой Стрелки 2.0B (Strelka 2.0B). Исходные файлы движка теперь общедоступны! Новая версия, по предварительным оценкам Юрия, прибавила не менее 50 пунктов! Новая версия как и версия 1.8 поддерживает только UCI протокол и может быть подключена к оболочке WinBoard только с помощью полиглота.

Скачать архив с запускным файлом, включающим теперь и исходные файлы движка, можно со страницы DOWNLOAD.

Авторский комментарий о новой версии Стрелки:

"После долгого перерыва и после бурных событий, произошедших в мире компьютерных шахмат в последнее время, я решил опубликовать последнюю версию Стрелки. Этой публикации предшествовала большая работа, однако она велась в приватном режиме. Были сделаны несколько десятков версий из серий 3 и 4. Публикуемая версия имеет номер 5.  Новшеств в Стрелке 5 довольно много. Самые главные новшества - в оценочной функции.  К сожалению, далеко не всё из задуманного удалось сделать и протестировать. Из-за этого Стрелка 5 может иногда выдавать странные результаты, особенно странным может быть значение оценки позиции. Это связано с тем, что оценка строится не только на основе текущей позиции, но и как функция, зависящая от цепочки ходов, приведшей в эту позицию. Веса различных параметров движка не подвергались тщательному тестированию из-за нехватки времени, поэтому у меня большая просьба не пинать ногами за странные результаты работы Стрелки.

Как и предыдущие версии Стрелки, новая версия остается 32-битной и однопроцессорной. Поэтому ей трудно конкурировать с современными 64-битными и многопроцессорными монстрами. Но в своей весовой категории Стрелка 5 вполне конкурентоспособна.
"

Последняя версия, подготовленная Юрием Strelka 5.5 (32-х UCI). С выпуском 64-х битной версии Стрелки 5.5 Юрий сделал обновленную компиляцию 32-х битной версии! По авторской оценке последняя версия Стрелка 5.5  превосходит свою предшественницу Стрелку 5.1 на 40 пунктов! Теперь остается дождаться мультипроцессорной версии Стрелки!

Текст второго интервью Юрия Осипова от 21 октября 2011года  можно посмотреть здесь.

Новая версия Стрелки 6 Юрия Осипова! Как сообщил Юрий, это не совсем полноценный релиз, а скорее предварительная версия, которую желательно протестировать с аналогичными 32-х битными версиями (Гудини, Stockfish и т.п). Надеемся, что любители шахмат откликнутся и проведут такие тестирования. Мы уже запустили первые матчи новой Стрелки с указанными соперниками. Книгу лучше использовать вот эту, которую в свое время подготовил сам Юрий!


Установка программы в оболочку Winboard (К последним версиям это неприменимо, поскольку они поддерживают протокол UCI)


Установку этой программы можно считать типовой. 

Файл Winboard.ini должен иметь следующий вид:

Strelka" /fd="C:\Winboard\Strelka" ; /name="Strelka 1.0 Beta" /group="t"
Strelka" /sd="C:\Winboard\Strelka" ; /name="Strelka 1.0 Beta" /group="t"

Управляющего файла движок не имеет и дебютной библиотеки пока тоже.

Для удобства пользователей, которые предпочитают использовать оболочки Chess Base  мы предлагаем скачать файл  Strelka_uci.rar с адаптером wb2UCI, который после скачивания нужно разместить в директории Strelka. Кстати, как UCI движок (через адаптер), Стрелка отлично работает в таких интерфейсах как Shredder Classic и Chess Assistant 9!   

Скачать движок можно со страницы DOWNLOAD.

Подробное описание установки программы в среду Winboard можно найти на странице Winboard.

Вернуться на главную страницу 


Последнее обновление 30.04.14 22-30